логин:

пароль:

> Архиепархия > Курия > Положение о литургических служениях в Архиепархии Божией Матери в Москве

Положение о литургических служениях в Архиепархии Божией Матери в Москве

14 января 2011 г.

 

Утверждено Декретом Архиепископа
№ 7 / 11 от 9 января 2011 г.

 

 

 

П О Л О Ж Е Н И Е

 

О литургических служениях
в Архиепархии Божией Матери в Москве

 

 

1. Согласно кан. 230 ККП верным мирянам могут поручаться, в том числе постоянным образом, отдельные литургические служения. К таким служениям относятся поставление мирян-мужчин в чтецы и аколиты, согласно motu proprio Папы Павла VI «Ministeriam quaedam» (15.08.1972), а также поручение служений чрезвычайного служителя Святого Причастия или руководителя литургической молитвы в отсутствие священника.


2. Настоящее Положение определяет порядок получения соответствующих служений и пределы полномочий служителей.

 

 

I. Постоянные поставленные служители

3. Согласно решению Конференции Католических Епископов России, к постоянным служениям чтеца и аколита могут быть предназначены, по рекомендации настоятеля прихода, к которому принадлежат кандидаты, миряне-мужчины, достигшие возраста 25 лет, имеющие опыт воцерковления (практики церковной жизни) не менее 3 лет; исполняющие какое-либо литургическое служение в приходе; ведущие достойную в моральном и духовном плане жизнь; психически уравновешенные; социально адаптированные.


4. Кандидаты обращаются к настоятелю прихода по собственной инициативе, настоятель прихода может также по собственной инициативе предложить прихожанину, представляющемуся ему пригодным, осуществление такого служения.


5. Подготовка к поставлению включает в себя учебу на курсах, организованных Высшей духовной семинарией «Мария – Царица Апостолов» в Санкт-Петербурге (далее - Семинария) и одной духовной встрече – реколлекции для каждого служения. Занятия на курсах проходят сессиями по 2-3 дня 3 раза в течение года. Для получения служения чтеца необходимо 3 сессии, служения аколита 4 сессии. План курсов разрабатывает Семинария.


6. Миряне, получившие соответствующие поставления в порядке подготовки к священническому рукоположению или в период проживания в иных Епархиях при исполнении всех условий для кандидатов могут быть снова поставлены Архиепископом на те же служения без дополнительной подготовки, с учетом рекомендации и мнения настоятеля прихода и Семинарии.


7. Возможность, срок и порядок подготовки кандидатов, проходивших ранее обучение в Семинарии, но не получавших поставления на служение, определяется Архиепископом с учетом рекомендаций и мнения настоятеля прихода и Семинарии.


8. Поставление в чтецы и аколиты совершается Архиепископом или, для монашествующих, старшим настоятелем клерикального института монашествующих в соответствии с литургическим Чином поставления в чтецы или аколиты.

 

Поставления являются последовательными. От поставления в чтецы, до поставления в аколиты должно пройти не менее 6 месяцев.


9. Служения чтеца и аколита являются епархиальными, т.е. в каждом приходе Архиепархии чтец или аколит, имеющие свидетельство о своем поставлении, имеют право, по разрешению настоятеля прихода осуществлять свое служение на литургии и вне литургии, в тех границах и теми способами, которые определяет настоятель прихода с сохранением в силе литургических норм.


Свидетельство является также разрешением на исполнение служения и выдается сроком на 3 года. Возобновление разрешения осуществляется Архиепископом по представлению настоятеля прихода.


10. Для осуществления служения на территории Архиепархии монашествующими чтецами и аколитами за пределами собственных часовен их институтов и на публичных Мессах они должны принадлежать к одной из обителей своего института на территории Архиепархии и быть способны, по разумному суждению своего настоятеля и настоятеля прихода, осуществлять свое служение в том, что касается языка, действующих в Архиепархии литургических норм и обычаев.


11. Чтецы и аколиты, принадлежащие к другим Епархиям и временно находящиеся на территории Архиепархии могут быть каждый раз допущены к исполнению своего служения по разумному суждению настоятеля прихода.


12. Чтец поставляется для служения слова Божия в литургическом собрании. Поэтому на Мессе и во время других священнодействий  ему принадлежит обязанность провозглашать чтения из Священного Писания (но не Евангелие); в отсутствие псалмиста – провозглашать Псалом, в отсутствие диакона или кантора – возвещать намерения молитвы верных, руководить пением и участием верных. Чтец также должен наставлять верных в достойном принятии таинств. Кроме того, чтец может быть руководителем постоянной приходской группы верных (группа чтецов), которым даются временные и разовые поручения чтения Писания, наставлять и готовить этих верных к осознанному и достойному исполнению таких поручений.


Для достойного исполнения своих обязанностей чтец должен усердно размышлять над Священным Писанием, используя все средства, чтобы приобретать все более живую любовь и познание Святого Писания, чтобы становиться все более совершенным учеником Господа (ср. Ministeriam qaedam, 5).


13. Аколит поставляется чтобы помогать диакону и быть служителем священника. Его обязанностью является попечение о служении алтаря, помощь диакону и священнику при священнодействиях, особенно при священнопраздновании Мессы, кроме того он является экстраординарным служителем Причастия, поэтому может преподавать Причастие верным всякий раз, когда рукоположенные служители – священник или диакон – не могут этого сделать по болезни или старости, или заняты иными пастырскими обязанностями и или если число причастников слишком велико.


В указанных обстоятельствах аколиту может быть дано поручение выставлять для поклонения верных Пресвятые Дары и завершать выставление, но не благословлять народ. Аколит может быть руководителем группы приходских министрантов, заботясь об их подготовке и распределении служений.


Для достойного исполнения обязанностей аколиту надлежит участвовать в Евхаристии со все более горячим благочестием, питаться ею и приобретать все большее познание Евхаристии. Аколит, особым образом предназначенный для служения алтарю, должен знать все указания относительно Божественного культа и стремиться понять их внутреннее и духовное значение, чтобы каждый день полностью приносить себя самого Богу и быть для всех в храме примером в своем достойном и уважительном отношении, и быть исполненным искренней любви к мистическому Телу Христа – Народу Божию, Церкви, особым образом к слабым и больным (ср. Ministeriam qaedam, 6).

 

 

II.    Поручение приходских служений


14. При регулярно возникающем в приходе недостаточном числе священников или их временном вынужденном отсутствии, забота о молитвенной и духовной жизни прихожан осуществляется через поручение мирянам постоянных приходских служений.


15. По представлению настоятеля прихода Архиепископ может своим Декретом поручить служение: в отсутствие священника или диакона возглавлять Литургию слова, совершать Выставление Святых Даров (но не Благословение Пресвятыми Дарами), а также преподавать Святое Причастие верным, предстоять на литургических молитвах прихода, – тем мирянам или монашествующим, которых настоятель прихода обоснованно рекомендует. В рекомендации настоятель должен подтвердить, что уверен в должной подготовке кандидата. При наличии в приходе поставленных аколитов такое поручение преимущественно дается одному из них. При отсутствии аколита – чтецу. В Декрете о поручении оговаривается, какие из перечисленных функций входят в полномочия каждого конкретного служителя и в каких пределах он может их исполнять.


Такое служение является приходским и может исполняться только в границах того прихода, для которого было дано, тем способом, который определяет настоятель прихода, с соблюдением литургических предписаний. Служение поручается на срок 3 года и может быть возобновлено Архиепископом по рекомендации настоятеля прихода. Необходимость добавить новое служение к уже порученным или появление в приходе поставленных служителей требует нового декрета.


16. Служение Чрезвычайного служителя Святого Причастия поручается декретом Архиепископа по представлению и рекомендации настоятеля прихода, прежде всего, – для помощи священникам в причащении больных прихожан на дому и в больницах, в тех случаях, когда их причащение не требует предварительной исповеди, а также для помощи в причащении во время Святой Мессы в тех приходах, в которых регулярно бывает значительное число причащающихся, а количество ординарных (рукоположенных) служителей и уже поставленных аколитов недостаточно.


Такое служение является приходским и может исполняться только в границах того прихода, для которого было дано, тем способом, который определяет настоятель прихода, с соблюдением литургических предписаний. Служение поручается на срок 3 года и может быть возобновлено Архиепископом по рекомендации настоятеля прихода. При появлении в приходе поставленных служителей необходимо издание нового декрета.

 

 

 

 

Сообщения курии

Литургический календарь

23 октября 2017г.

 

Св. Иоанн Капестрано, свящ.

 

Рим 4, 20-25; Пс: Лк 69-70. 71-72. 73-75; Лк 12, 13-21

 

Св. Феодорит Антиохийский, свящ. и мч. (+362)

Св. Северин Кёльский, еп. (+400)