логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2013 год > «Соловки. Совершенное единство мучеников»

«Соловки. Совершенное единство мучеников»

5 марта 2013 г.

 

 

В 2012 году исполнилось 75 лет со времен кровавых репрессий, известного всем под названием «37-й год». Советская власть поддерживала свой авторитет установлением жестокого режима, насаждением системы всеобщего подозрения, доносов и страха. Многие честные люди по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности оказались в тюрьмах, лагерях. Не все выжили в тех условиях. Соловецкий Лагерь Особого Назначения стал Голгофой для многих верующих, которых новая власть считала особенно политически ненадежными элементами. Сейчас нам, живущим в условиях религиозной свободы, трудно даже представить себе тяготы и лишения, пришедшиеся на долю верующих разных исповеданий в те далёкие годы. Соловки, один из некогда славнейших монастырей России, был превращён в концентрационный лагерь, в котором, среди других узников, томились многие епископы и священники Православной и Католической Церкви. Разделённые в своей «мирной» жизни, они обретали единство во Христе, приобщаясь Кресту в пролитии мученической крови.(1)

 

 

Сразу приходят на память слова покойного Папы Иоанна Павла II об «экуменизме мучеников», которые он сформулировал в энциклике «Ut unum sint» и в Апостольском послании «Tertio millennio adveniente». По мысли Иоанна Павла II, мученики смогли достичь того совершенного единства, к которому мы, живущие на земле, только стремимся.

 

 

«Церковь первого тысячелетия родилась из крови мучеников: «Sanguis martirum — semen christianorum» (Tертуллиан. «Апологетик», 50. 13: CCL I, 171.) К концу второго тысячелетия Церковь вновь стала Церковью мучеников. Гонения на верующих — священников, монахов и мирян — вызвали обильный посев мучеников в разных частях света. Свидетельство, приносимое Христу, вплоть до свидетельства кровью, стало общим достоянием католиков, православных, англикан и протестантов. Это свидетельство забывать нельзя… Экуменизм святых, мучеников убеждает, может быть, больше любого другого. Голос communio sanctorum сильнее голоса виновников разделений».(2)

 

 

3 ноября 2012 в Приходе Успения Пресвятой Девы Марии в Нижнем Новгороде в рамках начавшегося Года Веры и в ознаменование пятидесятилетия начала работы II Ватиканского Собора в октябре 1962 года состоялась конференция, посвящённая 75-летию мученической смерти предыдущего настоятеля прихода, о. Антония Дземешкевича (1891-1937), пострадавшего за веру вместе с бесчисленным количеством других верующих в Соловецком концлагере. На конференции были прочитаны доклады о репрессиях против верующих, проводившихся в нашей стране в годы террора.

 

 

Открыл конференцию отец Сергий Зуев, настоятель католического Прихода Святого Розария Пресвятой Девы Марии в г. Владимире, который приехал для участия в конференции вместе с монахинями-фелицианками. Отец Сергий зачитал Послание от Архиепископа Павла Пецци участникам конференции. Владыка пожелал всем участникам и гостям настоящей памятной Конференции плодотворного труда в духе единства благодарной памяти и той неиссякаемой Любви, во имя которой отец Антоний Дземешкевич принёс в жертву свою жизнь.

 

 

Затем к собравшимся обратился настоятель Прихода, о. Марио Беверати. Он привел слова Председателя Папского света по содействию христианскому единству, Кардинала Курта Коха, который, выступая в сентябре прошлого года в Мюнхене на встрече, посвящённой молитве о мире, сказал, что хотя христиане живут в этом мире «в ещё не совершенном общении», но мученики, пребывающие в небесной славе, уже находятся в совершенном единстве. Поэтому мы должны «жить в надежде, что кровь мучеников нашего времени станет в один прекрасный день семенем полного единения Тела Христова».

 

 

 

prev
next

 

 

Затем к собравшимся обратился настоятель Прихода, о. Марио Беверати. Он привел слова Председателя Папского света по содействию христианскому единству, Кардинала Курта Коха, который, выступая в сентябре прошлого года в Мюнхене на встрече, посвящённой молитве о мире, сказал, что хотя христиане живут в этом мире «в ещё не совершенном общении», но мученики, пребывающие в небесной славе, уже находятся в совершенном единстве. Поэтому мы должны «жить в надежде, что кровь мучеников нашего времени станет в один прекрасный день семенем полного единения Тела Христова».

 

 

О. Марио добавил: «Мы вспоминаем о прекрасном человеке, который в возрасте сорока шести лет не устрашился отдать свою жизнь за Христа: Какая вера! Как сказал Иисус, «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Разве возрождение нашего прихода не является плодом, который принесла кровь этого человека? Мы очень благодарны о. Антонию, который является для нас знаком надежды, глубокой веры, обновляющей всех нас».

 

 

Особым событием в жизни прихода стал визит Апостольского Нунция в Российской Федерации Архиепископа Ивана Юрковича. Ранее в этот же день он встречался с Архиепископом Нижегородским и Арзамаским, митрополитом Георгием. Его Высокопреосвященство Иван Юркович обратился к конференции с приветственным словом и напомнил собравшимся о необходимости объединения христианской проповеди с Православной Церковью, не забывая о том, что перед нами в современном мире стоят общие задачи, и главной нашей общей задачей является совместная защита христианских ценностей перед лицом воинствующего секуляризма.

 

 

Почетный гость конференции заведующий кафедрой церковной истории Нижегородской Православной духовной семинарии Даниил Викторович Семикопов рассказал о жизни и мученичестве на Соловках православного священника отца Павла Флоренского. В докладе были освещены также факты, имеющие отношение к богословскому пути о. Павла, его поискам в области софиологии, теодицеи и антроподицеи, а также к его вкладу в изучение церковного искусства. 

 

 

Отец Александр Конев представил аудитории подробный рассказ о судьбе отца Антония Дземешкевича, иллюстрированный историческими фотографиями. Повествуя о мученичестве отца Антония, отец Александр рассказал: «…16-го октября 1929 году о. Антоний вместе с членами приходского совета был арестован в Нижнем Новгороде, где жил в оставшемся в те времена у прихода домике органиста, единственном месте для жизни после изъятия властями приходского здания и закрытия храма. Сейчас в том же доме, где был более 80 лет назад арестован о. Антоний, живёт нынешний настоятель католического прихода, о. Марио Беверати. Отец Антоний, получивший обвинение по ст.58, находился в тюрьме в Нижнем Новгороде, 13 марта 1930 года осужден по Постановлению Коллегии ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление при Совете народных комиссаров) на 10 лет работ в Исправительно-трудовом лагере на Соловках. 

 

 

Находясь в заключении, выполняя непосильные работы, отец Антоний находил силы и время, чтобы исповедовать, крестить, утешать других арестантов, поддерживать в вере заключенных священников. Со слов свидетелей, «в то время как в лагере царила духовная пустота, уныние и даже отчаяние, католики-церковники вели в своем замкнутом кругу содержательную жизнь... Наблюдая их, нельзя было не понять, какое место в жизни человека занимает вера, как она окрыляет. На фоне соловецкого быта это бросалось в глаза особенно ярко...»

 

 

За эту особо опасную деятельность отец Антоний и был арестован в 1937 году, уже находясь в заключении в лагере на Соловках 7 лет. А «для борьбы с наиболее тяжкими видами преступлений, угрожающими основам Советской власти и Советского строя, …в качестве исключительной меры охраны государства трудящихся» по статье 58 Уголовного Кодекса РСФСР применялся расстрел. 9 октября 1937 года по Постановлению Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области осужден к Высшей мере наказания. 3 ноября 1937 года приговор приведен в исполнение в урочище Сандормох — около Кеми. Сейчас на этом месте — мемориальное кладбище Сандормох.» (3)

 

 

Специально для участия в Конференции Нижний Новгород посетил Юрий Бродский, автор книги «Соловки. 20 лет особого назначения». С особым чувством, как о чем-то очень личном, он рассказал о становлении Соловецкой монашеской обители, о жизни заключённых на Соловках в годы террора, о восстановлении монастыря.

 

 

Сопровождала конференцию фотовыставка, посвящённая мученикам за веру, пролившим в XX веке свою кровь. По окончании конференции Его Высокопреосвященство Иван Юркович освятил мемориальную доску, посвящённую памяти о. Антония.

 

 

Продолжение этого сюжета было вполне закономерным. Наши православные братья также не забывают подвиг мучеников за веру, которым пришлось жить в трагические годы в судьбе России и разделить участь многих сотен тысяч невинных жертв кровавого лихолетья. Спустя  всего два месяца после проведения нашей памятной конференции 27 января 2013 в подклети православного Александро-Невского кафедрального собора Нижнего Новгорода открылась выставка «Соловки. Голгофа и Воскресение. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем», посвященная непростой и трагической истории Соловецкой обители.(4) Эта экспозиция, повествующая об исключительной роли монастыря в истории России, была очень созвучна нашим переживаниям и поэтому большая группа прихожан посетила ее. 

 

 

Выставка включает в себя несколько тематических частей: дореволюционный период Соловков, благоприятный для духовного строительства обители; Соловецкий лагерь, новомученики; советский период, когда на Соловках организовали тюрьму; период с 90-х годов - снова возрождение духовной жизни.

 

 

Было чрезвычайно интересно узнать, как поморы подсказали первым монахам, ищущим место для обители: «Идите на Соловки, там Бог рядом». Один из организаторов выставки, Валерий Анатольевич Амосов, живший с мамой-историком на Соловках в 1953-1956 годах в возрасте 11-15 лет, рассказал, как «рай на земле» сменился на Соловках местом страданий, стал Голгофой: «С 1917 Советская власть постановила закрыть святыню, устроить концентрационный лагерь. Из острова Спасения и Любви Соловки стали островами Страха. Мы преклоняемся перед теми, кому досталась Голгофа, сейчас они живые и передают свои слова новому поколению».

 

 

На выставке было представлено много фотографий священнослужителей, находившихся в обители в заключении. Среди них — дед нынешнего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Василий Гундяев. И снова мы услышали о священнике Павле Флоренском: «Все началось с того, что на Соловках были изобретены и построены уникальные аппараты для производства йода из водорослей. А наладил производство йода на Соловках священник П. А. Флоренский. В 20-е годы в Соловецком лагере особого назначения их томилось великое множество.(5) К 1937 году добыча йода из водорослей была прекращена в связи с открытием промышленного производства йода. В 1937 году было решено переоборудовать Соловецкий концлагерь в тюрьму, для этого необходимо было освободить территорию от 1500 узников. Их вывозили в несколько этапов, большинство расстреляли в урочище Сандормох. Их тела, как и исстрадавшаяся плоть отца Антония Дземешкевича, обрели вечный покой в безымянном могильном рву на севере Онежского озера. Ныне это место упокоения десятков тысяч невинно убиенных страдальцев осенено Крестом и служит местом почитания их памяти». (1)

 

 

Русский Крест… Мученики своей кровью восстановили Соловецкую обитель и государство Российское, которое теперь не отворачивается от Бога. В годы кровавого лихолетья рождавшееся чувство единства особенно остро противостояло не только грубому давлению атеистической силы, но и многовековым предрассудкам межхристианской вражды. Мученичество преодолевает все конфессиональные различия. Кровь мучеников стала приговором этим различиям. Католические и православные мученики вместе страдали за свидетельство веры христовой. Конференция в католическом приходе, экспозиция в православном храме отдают общий долг памяти.

 

 

В  энциклике об экуменическом служении «Ut unum sint» («Да будут все едино») блаженный папа Иоанн Павел II сформулировал эту мысль: «Дерзновенное свидетельство немалого числа мучеников нашего столетия, в том числе и других Церквей, которые не состоят в полноте евхаристического общения с Католической Церковью, придает новую силу соборному призыву, обязывая нас принять и осуществить его требование. Портал юридической помощи Бесплатная юридическая консультация в Санкт-Петербурге Наши братья и сестры, объединенные величием своего самопожертвования, вплоть до самоотречения, во имя Царства Божьего, — лучшее доказательство того, что любой разлад внутри можно преодолеть служением Евангелию …на глубинном уровне Бог сохраняет между крещеными общение в следовании высшему требованию веры, проявляющееся в жертвовании своей жизнью. Оно является совершенным в том, что все мы считаем вершиной благодатной жизни: в свидетельстве мучеников веры, вплоть до смерти, в самом истинном и действительном общении со Христом, проливающим Свою Кровь, и через эту жертву делающим близкими бывших некогда далеко друг от друга (ср. Еф 2, 13). (6)

 

 

Список использованной литературы


1. Послание участникам конференции, посвящённой памяти отца Антония Дземешкевича,  

от Архиепископа Павла Пецци 03.11.12

2. Апостольское послание «Tertio millennio adveniente» 10 ноября 1994 г. (п.37)

3. Доклад о. М. Беверати на Покровских конференциях (г.Владимир, октябрь 2010) «Мученики за веру. Светлой памяти отца Антония Дземешкевича»

4. Сайт Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви www.nne.ru, текст Игоря Чистякова 

5. Роман Бобков. Последнее открытие Павла Флоренского. Комсомольская правда, Москва. 28.07.2000

6. «Ut unum sint» Энциклика Святейшего Отца Иоанна Павла II об экуменическом служении (п.83, 84)

 

 

 

Мария Лебедева, Нижний Новгород

 

 

 

 

Литургический календарь

1 мая 2017г.

 

Деян 6, 8-15; Пс 119 (118), 23-34. 26-27. 29-30 (Пр.: 1b); Ин 6, 22-29

 

или

 

Св. Мосиф-Труженик


Лкц: том VI

 

Быт 1, 26 - 2, 3 (или  Кол 3, 14-15. 17. 23-24); Пс 90 (89), 3. 4-5. 12-13. 14 и 16 (Пр.: 17с); Мф 13, 54-58


Св. Сигизмунд Бургундский (+524)

Блаж. Климент Шептицкий (+1951)


! Начало майских богослужений в честь Пресвятой Богородицы