логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2017 год > Молитва о единстве христиан в кафедральном соборе в Москве

Молитва о единстве христиан в кафедральном соборе в Москве

24 января 2017 г.

 

 

23 января в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия в Москве состоялось богослужение о единстве христиан, собравшее представителей различных христианских конфессий. Выступавшие, размышляя о библейских чтениях шестого дня Недели молитв о единстве христиан, каждый по своему, делились мыслями о препятствиях на нашем пути к этому единству и возможностях для их преодоления. 



Архиепископ Павел Пецци


Каждый год мы собираемся на молитве о единстве христиан. Но мы делаем это не для того, чтобы поставить галочку, чтобы сказать: «хорошо, мы сделали это, мы помолились». Каждый раз для меня ― и, я уверен, для каждого из вас ― в этой молитве сосредоточены все наши желания, все наши стремления. В этом году мы особым образом желаем подчеркнуть, что наш путь, хотя и не в полном единстве, но устремлен к тому, чтобы уйти от разделения, которое есть дело дьявола, сатаны, к единению во Христе, к примирению в Нем. 

 

Милосердный Боже, из любви Ты заключил завет со Своим народом. Дай нам силы противостоять любым формам разделения, пусть дар Твоего завета любви наполнит нас радостью и стремлением к единству. Через Господа нашего Иисуса Христа Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков. Аминь. 

 

 

Священник Алексей Дикарев (Русская Православная Церковь)


Мне кажется, весьма символично, что Неделя молитв о единстве христиан проходит между праздниками Рождества и Крещения Господня, и праздником обращения святого апостола Павла. Между выходом Господа нашего Иисуса Христа на общественную проповедь, на общественное служение, и тем моментом, когда, может быть, самый яростный гонитель имени Христова, гонитель первой христианской общины Савл обратился к Господу нашему Иисусу Христу и стал столь же ревностным проповедником Слова Божия среди иудеев и язычников. Мы молимся о единстве христиан именно в этот период, потому что Церковь Христова находится в своем странствии. В странствии к тому блаженному дню, когда сердца христиан и всех, кто еще не знает имени Господа нашего Иисуса Христа, обратятся к Нему и поклонятся Ему, как поклонились пастухи, которым явился ангел Господень, возвещающий им великую весть о рождении Спасителя в этот мир. И как обратилось сердце гонителя христиан, будущего святого апостола Павла. 

 

Нам может казаться порою, что этот путь слишком тяжел и не приносит каких-то видимых плодов. Мы каждый год собираемся на эту молитву, и каждый год видим, что мы разделены, что мы не можем вместе приобщаться Святых Христовых Тайн, не можем участвовать вместе в Таинствах Церкви Христовой. Но не будем впадать в уныние, не будем расслабляться, ибо не может быть немощной молитва, обращенная от чистого сердца к Богу. Бог слышит нашу молитву, и, если мы посмотрим в исторической перспективе, то увидим, что многое было сделано за то время, которое прошло с того момента, когда получило начало движение за единство христиан. 

 

Совсем недавно произошло событие, которое казалось совершенно невероятным: в феврале прошлого года произошла историческая встреча между святейшим Патриархом Кириллом и его святейшеством Папой римским Франциском в Гаване. Сколько препятствий нужно было преодолеть, чтобы, наконец, совершилась эта встреча, которая дала новый импульс отношениям не только между Римско-католической и Русской Православной Церквами, но, верю, дала новый импульс сотрудничеству между христианами всех исповеданий. 

 

В этом году Римско-католическая Церковь, евангелическая Церковь, протестантские исповедания вспоминают 500-летие Реформы. Кто мог бы представить себе еще лет 50 тому назад, что католики и протестанты будут вместе отмечать эту важную дату в истории христианства. Важную дату, ставшую не только в какой-то степени причиной для новых разделений, но и в то же время положившую начало диалогу, положившую начало веротерпимости, положившую начало экуменическому движению. 

 

В Своей земной жизни Спаситель встречал на Своем пути много противников, фарисеев, законников, которые противостали Ему, Его проповеди, пытались Его искушать, пытались даже погубить Его. Также и в наше время, к сожалению, мы слышим голоса, выступающие против какого-либо диалога и какого-либо сотрудничества между христианами. Это голоса новых фарисеев, которые легко находят цитаты из святых Отцов, из канонов древней Церкви, которыми они жонглируют для того, чтобы доказать якобы невозможность для христиан общаться, а особенно молиться о восстановлении утраченного когда-то единства. Этим фарисеям неведома любовь Божия, неведома любовь к ближним, неведомо то дуновение Святого Духа, которое, верю, стоит у истоков движения, положившего начало движению молитвы о единстве христиан. Не будем поддаваться их провокациям, не будем поддаваться их злобным нападкам, не будем поддаваться их унылым, ложным пророчествам. 

 

Не будем оставлять молитву – не только в этот день, не только в эту Неделю молитвы о единстве христиан, но во все дни нашей жизни, ибо в каждой из Церквей Божиих за богослужением есть прошения о единстве христиан. Будем вкладывать все наше сердце, всю нашу мысль, все наше упование в эти слова молитвы. И будем молиться об обращении еще пока окаменелых сердец тех, кто восстает против этой молитвы, кто восстает против сближения между христианами. Будем молиться о нашем обращении к Господу, и об обращении всех тех, кто еще не обратился к Нему, по примеру святого апостола Павла, бывшего гонителя Савла. И да будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. 

prev
next

 

 

Епископ Дитрих Брауэр (Евангелическо-лютеранская Церковь)


Я очень рад, что в этом году мы по-особенному вместе. Мы вместе с владыкой Павлом обратились ко всем верующим с призывом принять участие в этой молитве. По всему миру проходят такие молебны. По всему миру христиане размышляют о путях единения. Все мы благодарны Господу за те дары, которые Он преподносит нам, в особенности за дар общего богослужения, общей молитвы. Ведь у нас одна надежда, и значит, мы можем быть едины. 

 

В прошлом году в (шведском городе) Лунде прошло совместное богослужение с участием Понтифика, лютеранских епископов, многих гостей. Я думаю, что это большой знак и большое воодушевление для всех нас ― смотреть в будущее с надеждой на единство. В заглавии молитвы о единстве христиан в этом году стоят прекрасные слова апостола Павла «Любовь Христова объемлет нас» из Второго послания к Коринфянам. Любовь Христа объемлет нас. Любовь ― это дар, её невозможно ни купить, ни заслужить. Любовь отца к сыну выражается в крепких объятиях любви. Так Иисус принимал в Свои объятья детей. Так и отец, следуя евангельской притче, принял своего блудного сына. Евангелия ставят любовь выше всяких человеческих контекстов, отвержения, осуждения. Мы призваны ответить той же любовью друг ко другу. 

 

Любовь ― это дар, но это и школа. Но школа, посильная для нас, учеников. Если мы доверяем Учителю и Господу Иисусу Христу от всего сердца. Кто во Христе ― тот новое творение. Мы родились заново во Христе. Мы омылись водами святого Крещения. Мы вкушаем Святые Дары Евхаристии. Да, сейчас, может быть, по отдельности, но это единый дар. Когда-то, я надеюсь, мы будем совершать это таинство совместно. 

 

Его благодать словно драгоценное вино наполняет пустые сосуды наших душ. И все это, конечно, не для того, чтобы мы закрывались друг от друга, но наоборот, чтобы мы продолжали дело служения Иисуса Христа в этом мире. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор 5, 19). Божья любовь поистине велика. Она не имеет предела. Предел человеческого страдания, унижения, отвержения, одиночества, предел греха и даже предел смерти был преодолен любовью Христовой. Это мы видим духовными очами всякий раз, взирая на крест. Своей жертвенной любовью Бог примирил нас с Собою. Он дал нам служение примирения, Он дал его каждому из нас. Мир с Богом, мир Божий ― это главная ценность, которую хранит Церковь, и которую мы возвещаем всему миру. Мир с Богом возможен. Может быть, мы когда-то в прошлом думали, что мир Божий нужно заслужить или даже завоевать, но это не так. Мир Божий, в первую очередь, нужно научиться принимать. Поэтому я молюсь сегодня о смирении и мире для каждого. Молюсь о том, чтобы Бог, по милости Своей, учил нас любить. Чтобы благословил нас пребывать в единой радости служения посланников от имени Христова, которые и сегодня призывают: «Примиритесь с Богом». Аминь. 

 

 

Пастор Сергей Белов (Российский союз евангельских христиан-баптистов)


Сегодня для меня очень необычная встреча, очень необычное богослужение. Прежде всего, потому что в каждодневных отношениях с Богом и людьми не всегда думаешь о том, насколько едины христиане, и насколько это важно. Занимаясь своими вопросами, мы часто забываем о каких-то больших вещах. Я очень благодарен вам, что вы пригласили меня сегодня на это удивительное, мудрое богослужение, когда мы говорим о единстве христиан. Как уже было сказано ― кажется, будто предыдущие встречи не имели результата. Нам очень важно понять, какие причины для разделения, какие причины для объединения. И если мы не сможем для себя эти вопросы понять, мы не сможем достичь конкретного результата. 

 

Евангелие от Матфея, глава 7-я, стих 24-й, заключительный текст из Нагорной проповеди. Иисус Христос говорит: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне». (Мф 7, 24-25). Слова Иисуса Христа, сказанные две тысячи лет назад о том, что Он создаст Церковь, и врата ада не одолеют ее (Мф 16, 18), ― это удивительное обетование, вдохновляющее нас на то, чтобы дерзновенно идти за Господом, не обращая внимания на те страхи, ужасы, вызовы времени, которые мы сейчас встречаем. Кажется ―может ли устоять дом? Апостол Павел в Первом послании Тимофею, 3-й главе, пишет такие слова: Церковь ― дом Божий ― есть столп и утверждение истины (ср. 1 Тим 3, 15). 

 

Сегодня так сложно утверждать Божье Слово. Нас призывают к терпимости, снисходительности к убеждениям и верованиям ― или неверованиям ― других людей. Но Христос призывает нас, чтобы мы не страшились, чтобы мы шли и благовествовали. И более того ― слушая Христа, на этом основании созидали. Созидали Церковь, созидали себя, созидали единство. О том, что трудностей много, говорит не только Слово Божие. Мы сталкиваемся с этим каждый день, и у нас нет в этом сомнений. Но насколько прочно то, что мы делаем, насколько оно устоит, зависит от того, поступаем ли мы так, как учит Иисус Христос, или же так, как мы себе представляем. «Кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф 7, 24). Поэтому я молюсь, вместе с множеством других христиан, о том, чтобы Церковь была основательна, чтобы она исполняла свое предназначение и была в этом едина. Да благословит нас Господь. Аминь. 

 

 

Епископ Назар Рещиковец (Российская Церковь христиан веры евангельской)


В одном нашем гимне поется: «Камни, брошенные порознь, неуместно ― претыкание ногам; а камни, сложенные вместе, плотно, тесно, созидают Божий храм». Собирать камни ― это труд, важный и сложный. Тем более что мы такие разные. Но у Бога достаточно мудрости, чтобы созидать свою Церковь. Поэтому мне хочется сказать себе и вам, дорогие, как сказал Христос: «Дóлжно всегда молиться и не унывать» (Лк 18, 1). 

 

Дух Святой через апостола Павла говорит нам сегодня о том, что важно, и я очень рад, что это место Священного Писания положено в основу наших молитв и рассуждений. «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер» (2 Кор 5, 14-15). Когда мы говорим и молимся о единстве, мы имеем в виду одну цель. Эта цель ― сам Христос. Посмотрите, возлюбленные, как Дух Святой здесь говорит: «Любовь Христова объемлет». Да, без любви единство невозможно. Но объемлет рассуждающих так. Как рассуждающих? «Если один умер, все умерли». Что это значит? 

 

Дорогие мои, я очень благодарен Богу, что Он спас меня. Я был погибшим грешником. Но Бог спас меня, и я знаю Его любовь, и я благодарю Бога за Его любовь. И когда я смотрю на Бога, который полюбил меня до смерти, и смерти крестной, я слышу голос Духа Святого, который говорит: Он ― Иисус Христос ― умер за всех. Это значит, что и вас Он полюбил так же, как и меня. И в ответ на это в моем сердце рождается отклик. Я люблю Господа Иисуса Христа, и и если Он любит вас, то и я люблю вас во Христе. И я вижу из Писания, что трудности в единстве существуют только по одной причине: нам еще нужно преодолевать препятствия между нами и Богом. Во Христе мы можем быть едины. Чем ближе мы к этой точке, к этой Личности, тем ближе мы друг к другу. Искренне желаю всем, себе, российской Церкви, всем собравшимся, всем молитвенникам ― быть ближе к Господу, быть едиными с Ним, и тогда мы обязательно будем едины. Аминь. 

 

 

Епископ Константин Бендас (Российский объединенный союз христиан веры евангельской ― пятидесятников)


Сегодня, размышляя о единстве, я стал думать о молодежи. Вы знаете, сейчас другое время, оно отличается от времени, которое было 20-30-50 лет назад. Современные молодые люди, особенно городские жители мегаполисов, в принципе уже не пугаются разнообразия. В том числе разнообразия конфессий и деноминаций. Этот XXI век уже приучил их к разнообразию, они выбирают между компаниями, которые предоставляют мобильную связь, выбирают тарифы каждый день, выбирают способы оплаты. Я, человек прошлого века, заходя в крупный супермаркет, подходя, например, к хлебному отделу, я, честное слово, пугаюсь, потому что эти разные хлебы и булки уходят куда-то за горизонт. Я доверяю этот выбор своей супруге. А мои дети этого не пугаются, они выбирают что-то удобное, комфортное, подходящее ― то, что нравится им. Это начинает меня убеждать вновь и вновь, что наша разность, различие, разнообразность ― это все-таки Божий замысел. 

 

А что же тогда людей отпугивает, отвращает от Церкви? Наше противостояние. Когда мы вместо единства, о котором со слезами и даже кровью молился Христос, начинаем проповедовать не Христа, а друг против друга. Начинаем проповедовать свою исключительность, отличие от них, других, иных. Это на самом деле отвращает. Я вспоминаю сегодня также слова Священного Писания, записанные в послании к Евреям: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр 12, 14). И с кем там написано иметь мир? Со всеми. Вы можете проверить, в вашей Библии написано то же самое. Я хочу признать перед вами честно ― моя плоть, мой разум противятся этому. Я не хочу иметь мир со всеми, у меня подсознательно есть некий список людей или характеристик людей, с которыми я просто не хочу иметь мир и вообще никаких отношений. Но Священное Писание нам повелевает ― прилагайте максимальные усилия к тому, чтобы иметь мир со всеми людьми, которые вам нравятся и которые не нравятся, симпатичные и несимпатичные, с теми, кто является вашими друзьями, и с теми, кто враждует с вами. Не тем ли более, если Писание говорит нам иметь мир со всеми, мы должны стараться иметь мир друг с другом, с братьями и сестрами, с людьми, призывающими имя Господне от чистого сердца, но, может быть, в иной традиции. 

 

Сегодня утром я читал лекцию в нашей евроазиатской богословской семинарии здесь, в Москве, для очень особенной группы. Цехами нашего союза окормляется более 350 реабилитационных центров для наркозависимых. Это почти 30 000 человек, которые постоянно, бесплатно находятся у нас на реабилитации, по всей России. Это была небольшая группа повышения квалификации подготовки сотрудников реабилитационных центров. Двадцать пять человек, все из них без исключения в прошлом наркозависимые. Со стажем пять, десять, пятнадцать лет опиодной, героиновой зависимости. Это люди, которые уже умирали, которых врачи, а иногда и семьи уже вычеркнули из списка живых, и которых великий Бог помиловал. В одном из наших крупных центров с 20-летним стажем в прошлом году был особенный юбилей. В семьях бывших наркоманов, прошедших реабилитацию, обратившихся ко Христу, родился ― просто услышьте это ― двухсотый ребенок. Те, кто был обречен умереть, сами стали давать новую жизнь, по милости и благодати Божьей. И мой вопрос обращен даже не к нам и не к вам, а к самому себе: кто я такой, чтобы не ответить всем сердцем и жизнью на молитву Того, Кто дает жизнь и спасает мертвых, оживляет их? Того, кто молится: будьте все едино, как Я един с Отцом Моим (ср. Ин 17, 21). Аминь. 

 

 

Архиепископ Павел Пецци


Возлюбленные братья и сестры во Христе! Когда апостол Павел пишет это послание к общине в Риме, он глубоко переживает разделение Церкви. Перед его глазами уже глубокие трещины, глубокие разделения в общине в Коринфе, где он находился. Для него эти слова не являются теоретическим текстом, академическим произведением, но эти слова проходят через рану его личности. Именно это осознание разделения нам нужно и сегодня. Не холодное осознание, и даже не самый прекрасный анализ причин этого разделения, а то же самое переживание, что было у апостола Павла. Переживание того, что единственное, что мы можем творить без Христа, ― это разделение. И тогда и в нас рождается то же удивление, та же благодарность Тому, Кто может сотворить единство. Неслучайно для апостола Павла творение единства ― это не усилие. Это как раз обращение. Он называет это делом примирения, и для него самого оно стоит на первом плане именно потому, что от этого зависит завершение жизни и истории. 

 

Апостол Павел в этом послании вспоминает союз Авраама, о котором мы сегодня слышали в первом чтении. Потому что примирение ― это осуществление этого союза. Первое единство, которое нам нужно, и которое нужно было человеку с самого начала, это именно возвращение в отношения, в союз с Богом. Это именно то, что апостол Павел возвещает вслед за ангелом. Тогда мы можем решить: быть ли нам бюрократами ― пусть даже единства, но бюрократами, чиновниками в Церкви. Или же быть простыми удивленными людьми, которые переживают разделение, но не сдаются. И смиренно, но с глубокой надеждой, с твердой уверенностью могут обращаться к Богу, и просить, чтобы то, что они, хотя бы немного, уже пережили во Христе, распространялось. Чтобы все были едино. 

 

 

 

Фото Натальи Гилёвой