логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2017 год > «Милосердие — оружие, разрушающее стены»

«Милосердие — оружие, разрушающее стены»

15 марта 2017 г.

 

В понедельник, 13 марта, в Библиотеке иностранной литературы в Москве прошёл круглый стол с представителями различных религий на тему “Бог есть любовь: милосердие в разных религиозных традициях”.

 

Целью встречи, организованной Представительством Общины святого Эгидия в России, было совместное размышление о милосердии в сердце каждой религии и о том, как через милосердие люди веры могут менять современный мир.

 

 

prev
next

 

Модератором встречи выступил представитель Общины святого Эгидия в России Алессандро Салаконе. Открывая вечер, он заметил, что в глобализованном мире может казаться, что милосердие — это второстепенная тема, но это не так: «Говорить о милосердии значит ставить в центре измерение бескорыстной любви, которая есть в сердце каждой религии». Поэтому данная встреча не теоретическая, речь идет о конкретных ситуациях, конкретной работе, и, в конце концов, опыт Общины св. Эгидия показывает, что бедные и страдающие объединяют представителей разных религий куда больше, чем богословские споры.

 

C приветственным словом к участникам круглого стола обратился Апостольский нунций в Российской Федерации Архиепископ Челестино Мильоре. Он поделился наблюдениями, которые сделал в годы работы в качестве постоянного наблюдателя Святого Престола при Организации Объединённых Наций. В то время важным направлением работы ООН являлось снижение уровня бедности в мире, и, как признался Архиепископ, его удручал подход, основанный исключительно на правах человека и исключающий любовь: «Любовь необходима даже в самом справедливом обществе, где полностью соблюдаются права человека. Всегда будут существовать страдания и ситуации материальной нужды, когда необходимо участие, забота, любовь ближнего». И зачастую эта любовь необходима куда больше, чем материальная поддержка, отметил епископ.

Первым спикером вечера стал Архиепископ Павел Пецци, митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве. Он подчеркнул, что милосердие вписано в само сердце человека, и интересоваться другими людьми — это элементарный закон, который человек любой эпохи и культуры чувствует в своём сердце. Чувствует так остро, что, если он ничего не способен дать другим, то ощущает себя ущербным. «Чем больше мы живём этой потребностью, этим долгом, тем больше мы реализуем самих себя», — сказал владыка Павел. — «Высший закон нашего бытия — разделять жизнь других людей, делиться с другими». Именно к этому он призвал многочисленных молодых людей из разных конфессий и религий, собравшихся в Большом зале Библиотеки иностранной литературы в этот вечер: «Побеждать зло добром — это то, чему мы учимся, совершая дела бескорыстной любви».

Следующим выступил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, имам Дамир Мухетдинов. Он сказал, что тема милосердия — один из главных императивов священного Корана и всего ислама. Так же, как для христианства императивом является формула «Бог есть любовь», так для мусульман — «Бог есть милосердие». Это учение выражено во многих стихах Корана и исламской богословской мысли. Имам особенно подчеркнул, что милосердие объединяет всех нас и может быть тем универсальным местом для встречи и сотрудничества между религиями. Он также отметил, что ему близка инициатива Папы Франциска, объявившего 2016 год Годом Милосердия, и предложившего конкретные пути его выражения в жизни верующих.

Вечер продолжило выступление протоиерея Михаила Потокина, председателя комиссии по церковному социальному служению г. Москвы. Он, как и предыдущие спикеры, начал с того, что вопрос милосердия не может быть формальным, поскольку это вопрос нравственный, вопрос внутренней жизни человека. Особое внимание отец Михаил обратил на значение личной встречи с тем, кто нуждается, кто страдает — эта встреча помогает нам самим, потому что в ней меняется наше сердце. «Общение с теми, кому мы помогаем — одно из необходимых условий милосердия», — сказал отец Михаил и заметил, что современные благотворительные фонды лишают нас этой важной составляющей, помощь становится обезличенной, встречи не происходит. Почему это важно? — «Мы обращаемся к личности человека, к его жизни, а не к его нужде. Мы не решаем вопрос установления социальной справедливости — мы идём духовный путь вместе с теми, кому подаем руку помощи». Наглядно воплощение этой важной стороны дел милосердия мы видим в опыте Общины св. Эгидия, члены которой знают тех, кому помогают, по именам, по-настоящему дружат с ними, разделяют жизнь.

Наконец, заключительным стало выступление раввина Меира Маневича, заместителя главного раввина Москвы. «В иудаизме благотворительность — это заповедь», — сказал он. И это не просто этическая норма: «Ходить путями Бога, быть подобными Ему — значит делать дела Бога в этом мире, внести свою маленькую лепту в его исправление». Если же мы смотрим на дела милосердия исключительно с моральной или этической точки зрения, исключая Бога как основу и источник всякого милосердия, мы уподобляемся язычникам, потому что в центре всего оказывается человек, а не Бог. Он также акцентировал внимание на важности воспитания милосердия в наших детях, которых мы должны с раннего возраста привлекать к простым, небольшим, но конкретным делам милосердия. Только такое воспитание может победить равнодушие, которое раввин Меир назвал главной язвой нашего времени.

Сама возможность собраться в этот вечер в одном зале и говорить о том, что волнует нас всех, а не о многочисленных разногласиях, уже была проявлением милосердия Бога в отношении верующих в Него, вне зависимости оттого, к какой религии мы относимся. Размышления спикеров показали, что потребность делиться бескорыстной любовью объединяет всех нас, а дела милосердия могут быть нашим общим свидетельством миру о Боге.


Текст: Анастасия Орлова

 

Источник: Рускатолик.рф

 

 

Фото: Наталья Гилёва

Сообщения курии

Литургический календарь

23 октября 2017г.

 

Св. Иоанн Капестрано, свящ.

 

Рим 4, 20-25; Пс: Лк 69-70. 71-72. 73-75; Лк 12, 13-21

 

Св. Феодорит Антиохийский, свящ. и мч. (+362)

Св. Северин Кёльский, еп. (+400)