логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2017 год > V Общеепархиальная пастырская конференция. Итоги малых групп. Часть 2

V Общеепархиальная пастырская конференция. Итоги малых групп. Часть 2

13 июня 2017 г.

 


Четвертая группа. Модератор – о. Януш Прусиновский 

 

Мы старались на эти пункты ответить по схеме: сначала оценить ситуацию, как она есть; потом, как мы это оцениваем; потом, какие мы видим пути выхода, какие предложения. Скажу, что во всех этих пунктах мнения были очень разные, даже противоположные. Сейчас по порядку, очень вкратце. 

 

Священное Писание. Ситуация такая – в общинах есть разный опыт. Предложение: больше учить читать Библию, чем читать про Библию. Это же касается и молитвы: лучше опыта ничего нет. Взять человека и вместе с ним читать – это лучше, чем объяснять. Очень важный момент для передачи веры – это служение чтецов на литургии. Читать нужно учить. Если человеку за 10 минут до мессы говорят: «ты это прочитаешь», то это не годится. Это тоже момент передачи веры, очень важный. Важно, чтобы этот человек за несколько дней знал, что будет на Мессе читать это Слово. Невозможно передать то, чего сам не понимаешь.

 

Нужно уметь связывать народное благочестие с Библией. Что касается народного благочестия – у нас очень разный опыт, мы из разных мест, но важно не бросаться в какую-то крайность. Прежде всего – подчеркивать центральный момент Евхаристии. Народное благочестие тоже может быть моментом передачи веры, но нужна литургическая катехизация, связь с литургическим годом. Не делать таких страшных блоков, когда до Мессы читаются три литании. Не отбрасывать, поскольку это нечто очень ценное, но и знать меру. 

 

В литургия прежде всего важно подчеркивать центральный момент Евхаристии. Литургия Часов – обычно этот опыт есть в приходах, где присутствуют монашествующие, и обычно этот опыт положительный. Мы обратили внимание, что для передачи веры очень важна адорация, поклонение Святым Дарам. Там, где есть тишина, где есть продолжительная адорация, люди это понимают. Нужно, чтобы во время адорации можно было помолиться. Иногда во время адорации читаются друг за другом литания, розарий, венчик… Так что, если кто-то хочет помолиться, ему надо выйти из церкви. Я не шучу. Адорация – это очень важная, серьезная вещь. 

 

Служение милосердия. Мы обратили внимание, что на индивидуальном уровне такое служение в приходах есть, но не хватает общего, общинного служения. Обратили внимание, что мы можем многому научиться у протестантских общин. Рассказали про дела милосердия на примере Москвы. Если предлагать молодежи служение милосердия, она с удовольствием участвует в этом. Только надо предложить, показать очень конкретные дела. Для нас, священников, важно не просто показывать, а самим делать: «идите за нами». В этом смысле в Москве есть положительный пример владыки: показывать другим – у нас такие же руки, как и у других, мы в этом смысле ничем не отличаемся друг от друга. 

 

Пастырство молодежи. Здесь картина не очень хорошая, средняя. Выводы очень разные: «Подождем, пока они сами придут, дети подрастут». «Вроде была молодежь три года назад, но исчезла, непонятно почему». Хотя на самом деле видно, почему. Тут разные ситуации: иностранные студенты, маленькие городки, откуда люди уезжают. Здесь у нас очень большое разнообразие. Общего рецепта нет. Вывод: предлагать молодежи серьезный путь, такой, какой предлагают взрослым. Это очень серьезные пути: дела милосердия, евангелизация, катехизация. Очень важно, чтобы было служение милосердия или другое служение в общине. Учитывать, что молодежь – это другие люди, не такие, как мы. Для них важно присутствие в интернете. Нужно встречать их в том мире, в котором они находятся, и потом вести в реальный мир. Встречать их там, где они есть. Вопрос о призвании молодежи – надо, чтобы группа молодежи не была слишком закрытой. Нужно объяснять, что есть разные призвания, чтобы они видели, что в общине есть семьи, монашествующие, чтобы эта группа молодежи не была закрытой, изолированной. Бывает, что молодежь растет, им уже по 30 лет, а они все еще «молодежь», и они не нашли своего места во взрослой общине. Так бывает.  

 

Культурное служение. В этом пункте мы все более или менее друг с другом согласились. Это важный момент, когда другие могут нас воспринимать как нормальных людей, не как каких-то иностранцев, которые зачем-то сюда приехали. Концерты в церквях – это важный момент, когда люди могут увидеть, что мы полезны для России, для государства, это момент контактов, это момент евангелизации в огромной степени. Некоторые считают, что это не евангелизация, другие считают, что да. Нужно участвовать в разных мероприятиях, таких, как День города, там наше присутствие важно. Красота вокруг храма, культура – это показывает, что мы хорошие люди, что к нам можно зайти. Важно, как мы себя ведем в том месте, в котором мы живем. 

 

Вопросы евангелизации и катехизации. Здесь также есть крайне разные точки зрения. Мы согласились, что у нас в приходах десять практикующих человек на сто крещеных католиков. Мы задали себе вопрос: кем мы больше занимаемся – теми, которые есть, или теми, которых нет? Логика Евангелия такая, что, когда потерялась одна овца, мы занимаемся этой одной овцой. Иногда мы довольствуемся тем, что у нас не так все плохо. Но что именно в наших приходах направлено на тех, которых нет, а что на тех, которые есть? Иногда на это сложно дать ответ. Были разные ответы. Выводы: обратить внимание на катехизацию взрослых, ее обычно немного в приходах. Выходить навстречу другим. Раздавались голоса: если мы выйдем к другим, то нарушим их свободу. Противоположное мнение: если не сказать другим про Евангелие, не пойти к ним, то именно тогда мы не даём им свободы выбора. Человек может выбрать только, если показать ему, из чего выбирать. Одно мнение: для евангелизации достаточно открыть храм и ждать, пусть кто хочет, придет. Противоположное мнение: если мы делаем так, значит, мы еще ничего не делаем. 

 

В послании епископа поднимается вопрос пастырского миссионерского обращения. Я думаю, что это ключевой момент. Нам нужен капитальный или косметический ремонт? Были такие голоса, что вроде все идет нормально, не так уж плохо, надо корректировать и идти дальше. Противоположное мнение: если все идет нормально, не так уж плохо, и мы идем дальше, это на самом деле значит, что все очень плохо. Это самая большая беда. Логика Евангелия – нам нужно полностью переориентироваться на тех, кого нет. Не все были с этим согласны – большинство было несогласно. 

 

Папа Франциск говорит – время важнее пространства. Пространство крайне важно, но мы всё равно действуем во времени. Чего не хватает в пастырстве? Был ответ: не хватает чего-то важного, но непонятно, чего. Другой ответ: все нормально, не морочьте голову, что чего-то не хватает. Мнение: не хватает этой переориентации на тех, кого нет. Голоса мирян: если пастырь не знает, что делать, то откуда я могу это знать. Еще такой голос был: если меня ранит то, что мне надо обращаться, значит, я хочу поступать по своей воле. Одна из больших угроз – не хватает усердия. Это более серьезно, чем нам кажется. Смотрите 80-й пункт [Апостольского обращения Папы Павла VI о евангелизации современного мира] Evangelii nuntiandi. 

 

Пожелания – больше епископу, курии немного – тоже противоположные. Один ответ: мы не знаем, чего не хватает в нашем пастырстве – владыка, скажите, чего нам не хватает. Только не в общем, а очень конкретно. Второй ответ: а не надо ничего, пусть епископ благословит меня, и так все нормально. Третий ответ: надо меньше распоряжений, декретов. Не мешать – это тоже очень важно. Это не значит, что это ненужные вещи, но просто больше обращать внимание на суть. И последний ответ: продолжать  тему пастырского обращения на конференциях хотя бы еще десять лет, может быть, тогда что-то в головах поменяется. Если эту тему пастырского обращения и миссии хотя бы десять лет будем серьезно разрабатывать, то есть шанс, что в наших головах что-то поменяется. А после этой конференции не поменяется. Спасибо. 

 

 

 

Пятая группа. Модератор – о. Андрей Пухаев 

 

Мы начали с дискуссии над вопросами, потом перешли к докладу владыки. При обсуждении практически всех тем появлялось одно и то же понимание сложностей служения людям. Многие из нас сказали, что в России не хватает достаточной традиции и культуры веры. Например, часто отсутствует осознанность необходимости регулярного чтения Священного Писания, обязанности участвовать каждую неделю в воскресной Мессе, изучать основы веры, стараться преобразовать внешние проявления благочестия во внутреннее участие в тайне Христа, безвозмездно жертвовать своими силами, средствами, временем ради наших ближних, в делах милосердия, понимать и жить ценностями, связанными с призванием жизни. Но недостаток культуры веры, традиции не следует путать с ее отсутствием. С отсутствием самой веры. Имеет место пусть даже слабовыраженное, но непреходящее желание встречи со Христом. Это глубокое человеческое желание является основой нашей пастырской ответственности. Подобно тому, как мы распознали во время наших дискуссий единую проблему, как главную трудность каждой из затронутых документом и докладом архиепископа тем, точно так же мы считаем, что существует и общее решение. Если не хватает культуры веры, без которой не может быть полноценной христианской жизни согласно слову и воле Христа, нам следует сделать все возможное, чтобы воспитать ее. Мы считаем, что недостаточная надежда с нашей стороны, особенно пастырей, недостаток оптимизма в наших пастырских начинаниях, прежде всего, связаны с нашим нетерпением перед слишком медленным и зачастую неявно выраженным процессом становления культуры и традиции веры. Вместо уныния нам следует запастись не только терпением, но выразить настойчивость нашей проповеди, и даже с дерзостью, смело провоцировать то желание встречи с Богом, которое есть в каждом из наших братьев и сестер. Иногда мы должны, подобно нашему Господу перед Закхеем, приходить к ним даже тогда, когда нас не приглашают явно. «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19, 5). Звучит проповедь Господа, затем Он сам приходит в дом мытаря, и вот пробуждается вера. Получив милосердие от Господа, Закхей теперь способен и сам совершать милосердие, вернее, ответить милосердием на милосердие Господа. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк 19, 8). 

 

Теперь более конкретно. Священное Писание, Евхаристия, конечно, занимают для всех священников и монашествующих центральное место в нашей духовной жизни. Но, как уже сказали до меня докладчики, для большинства мирян остается фактом то, что они не читают Священное Писание, и не считают необходимым каждую неделю участвовать в воскресной Мессе. Скорее всего, необходимость Евхаристии, центральную роль Священного Писания в своей жизни католики на самом деле смогут осознать тогда, когда церковная жизнь станет частью их семейной жизни. Поэтому мы считаем, что пастырство семей является ключом к пастырству как таковому. С практической точки зрения необходимо не только продолжать издавать новые комментарии к Священному Писанию, распространять их в электронном, например, виде, но и указывать верным на те ресурсы, с которых им следовало бы начать. Указывать на те материалы, которые более всего подходили для них бы в том или ином контексте. Во всем необходим личностный подход, с каждым надо поддерживать живой диалог общения.  

 

Мы считаем, что основой литургии является личная встреча человека с Иисусом в Таинствах Церкви. Поэтому литургия должна быть красивой. В качестве наиболее действенных форм подготовки к Святой Мессе были отмечены молитва Святого Розария, поклонение Святым Дарам и просто молчание. Затем, мы уверены в том, что катехизация не просто должна начинаться с семьи, но что сама семья должна быть центром катехизации. Порой дети ведут евангелизацию в своей семье. Катехизация не является простой передачей информации доктрин веры, но включает в себя семейные обеды и ужины как физическое пространство диалога, обмена опыта поколений, как возможность свидетельства веры внутри семьи. Именно в конкретных общих семейных делах – в разговорах, в общении, в преломлении хлеба – должна вестись евангелизация. Затем, мы осознаём, что народное благочестие помогло сохранить веру в те годы, когда не было возможности приступать к Таинствам, самым естественным образом практиковать христианскую веру. Тем самым народное благочестие позволило сохранить веру. Но в последние годы религиозной свободы особенно для старшего поколения некоторые формы народного благочестия могут затмевать или даже заменять Таинства. В нашем пастырстве мы должны стараться интегрировать различные формы народного благочестия в литургию. 

 

В контексте служения милосердия мы четко отделяем благотворительную работу от дел милосердия. И с сожалением констатируем, что церковные организации, целью которых является оказание помощи приходам, служение милосердия, на самом деле зачастую превращаются в благотворительные организации, вместо содействия делам милосердия зачастую угрожают единству приходских общин. Дела милосердия не просто должны поддерживать существование нуждающихся, их жизнь, чем и занимаются благотворительные организации, такие, как Каритас, но в корне менять их жизнь к лучшему. Милосердие есть встреча со Христом самых слабых среди нас. Та встреча, которая должна изменить жизнь человека, сделать ее лучше и ближе к Богу. Очень важно в наших приходах воспитывать в наших прихожанах желание к самопожертвованию, даже на самом простом уровне. Был дан пример: призывать их жертвовать свои силы и время на уборку приходского храма. 

 

В контексте пастырства семей очень важно не терять надежды, не уменьшать нашего упорства в желании сближения с семьями – даже если в наших приходах нет полных семей и семей, в которых есть традиции практики веры. Необходимо также, чтобы опыт Всероссийской встречи семей, которая состоится в августе этого года, передавался в наших приходах. 

 

Работа с молодежью может быть наиболее продуктивна, если она проводится в маленьких группах, на примере молодежных общин в приходах Москвы и Петербурга начала 90-х годов. Сегодня существует тенденция ухода из реального пространства в виртуальное пространство социальных сетей, что слишком часто ведет многих молодых людей к одиночеству и потерянности не только в обществе вообще, но и в наших приходах в частности. Поэтому мы считаем полезным вернуться к тем методам молодежных общин, которые имели место в больших приходах, в больших городах. Основными пастырскими методами были еженедельные библейские встречи, литургия, простое общение, паломничество и многое другое. Важно отметить, что именно в таких молодежных общинах рождались и укреплялись призвания к священству и монашеству. В тех же молодежных группах знакомились будущие супруги, в них создавались новые католические семьи. 

 

Роль пастырей в культурном служении может проявляться в напоминании о необходимости наших верных более активно участвовать в политической и социальной жизни нашей страны, например, принимая активное участие в политических выборах на разных уровнях в нашей стране. Также важно учитывать, что дела милосердия уже являются активным участием в жизни общества. 

 

Теперь перехожу ко второй части. Говоря о методе Бога, мы указали на необходимость нашим пастырям уделять больше времени на слушание верных, на более глубокое и близкое ознакомление с их жизнью, с их сложностями, проблемами, радостями, печалями, успехами и провалами. Пастырство должно, прежде всего, основываться на доверии пастырю священнику или монашествующему. Чтобы Христос был для нас всех на первом месте, необходимо очень много труда над самими собой, причем труда постоянного. Будем помнить о том, что Христос является не просто целью, Он есть наш Путь. Этот Путь должен занимать всю нашу жизнь, а не какие-то отдельные, более или менее важные ее промежутки. Это отношение со Христом должно быть не только личным, и даже не только общинным, но проявляться равным образом в культуре, политике, экономике. В то же время нельзя поддаваться современной идеологии в России, контроля общества с позиции религиозно-нравственной пропаганды идеологии. 

 

Постоянное следование за Христом означает постоянное слушание и распознание Святого Духа. Поэтому мы считаем, что распознание Святого Духа должно происходить посредством слушания, опять-таки, наших ближних. Именно в их голосах мы способны услышать Его голос. В свою очередь, способность услышать голос Бога в голосе человека будет зависеть от конкретной любви, проявленной к конкретным людям. Способность услышать другого зависит от способности любить другого. Приоритетным местом выражения и получения любви должна быть христианская семья. Это, прежде всего, отцовская и материнская любовь. 

 

И, наконец, мы предлагаем три конкретных миссионерских указания. Первое: катехизация должна быть направлена, прежде всего, на молодежь, чтобы из нее потом выросли хорошие отцы и матери. Второе: подготовка к браку должна проводиться на основании свидетельства старших супругов будущим. И третье: необходимо обратить особое внимание на отцов, на мужчин в наших приходах, которых очень мало в нашем пастырском служении. 

 

Самое последнее – в завершении у нас есть одно обращение к нашему епископу. Мы просим его не терять надежды на наши общины и на нас, цитирую: «Мы хотим, чтобы он нас слышал и понимал, и чтобы не терял с нами своего терпения». 

 

 

 

Шестая группа. Модератор – о. Виталий Спицын 

 

Мы также начали наше обсуждение с послания владыки. Красиво, что оно начинается с духовного посыла, с размышления о тишине, в которой действует Господь. Это послание было для нас призывом задуматься о своей личной, духовной жизни, о своем личном примере, который мы должны подавать нашим прихожанам, потому что это залог хорошего, доброго пастырства. И что мы должны в нашем пастырстве провоцировать прихожан на то, чтобы и они могли встретиться с этой тишиной, в которой с ними говорит Господь. 

 

Это особым образом происходит перед Святой Мессой. Нужно, чтобы люди не воспринимали время между Розарием и Мессой как время, когда можно обсудить какие-то проблемы, но нужно, чтобы священник личным примером мог показывать людям важность тишины в храме. Также такие практики, как адорация. Важно, чтобы в храмах были библейские размышления, когда люди могут в тишине думать о словах из Священного Писания, а потом делиться друг с другом. Важно, чтобы мы, пастыри, со смирением стояли перед этой Тайной, понимали, что сам Господь действует, сам Господь взращивает плоды в нашем приходе. Даже если через наши руки – это действует сам Господь. Даже если через поражения, через неудачи – все равно это Он действует. Поэтому важно оставаться в этой связи со Христом. Прозвучала такая интересная фраза, что Христос шел ко всем людям с праздником, Он не боялся с грешниками посидеть, праздновать с ними, «вечеринку» провести. Но наше пастырство будет настолько же успешным, если мы будем встречаться с людьми в праздники, если мы будем полны Христа. Тогда и мы будем в наших встречах нести людям Его.  

 

Сейчас о практических вопросах. Что касается Священного Писания, то нам, проповедникам и священникам, важно помнить, чтобы во время проповеди Слово Божие не теряло свою провокацию, свой призыв. Чтобы в нашей проповеди сохранялась керигма. Мы делились опытом: в приходской жизни помогает приходская газета, где написаны евангельские воскресные чтения. Люди могут взять домой и размышлять. Важен пример протестантов, которые умеют на самом деле проповедовать, умеют использовать Слово Божие и знают Слово Божие. Также помнить о том, что наши люди мало знают Священное Писание, поэтому надо постоянно повторять – и не какие-то глубокие, высокие вещи, а постоянно возвращаться к элементарным вещам. 

 

Литургия. В плане подготовки к литургии в наших приходах может помогать молитва перед Святой Мессой и после Святой Мессы, то есть, совместная молитва в общине. Чтецы. Иногда непонятен критерий: почему выбирают именно этих чтецов на Святую Мессу. В нашей епархии был хороший опыт – это курсы подготовки чтецов несколько лет назад, и также недавно проведенная встреча для министрантов. Об этом есть очень хорошие отзывы. 

 

Если в приходе есть монашеские общины, если священники и сестры совместно читают Литургию Часов, то хорошо, чтобы временами их чтение Литургии Часов было открыто для всех желающих, чтобы прихожане могли прийти и участвовать в этом. Также в плане подготовки людей к Святой Мессе может быть репетиция песен перед мессой или после мессы. Нам, священникам, также важно помнить, что мы служим in persona Christi, то есть, когда мы служим литургию, то литургия для нас самое важное. Это не время обращать внимание, кто как ходит или что министранты что-то не так делают. Это свидетельство сосредоточения на литургии. Что касается музыки, то у нас есть «красный сборник» с песнопениями, который утвержден в нашей епархии. Если мы хотим использовать что-то еще, то это должна утвердить литургическая комиссия. Однако священники поделились таким опытом, что они пытались утвердить какие-то песнопения, но в течение нескольких лет так и не удалось получить от комиссии никакого вразумительного ответа.  

 

Евангелизация и катехизация обсуждались довольно активно. Хороший опыт, когда миряне участвуют в катехизации, особенно матери, отцы, бабушки. Также хороший опыт, когда параллельно с катехизацией детей, например, проходят какие-то встречи с родителями. Было много критики в адрес катехетической комиссии. Было сказано, что декреты написаны в жесткой форме, создается ощущение какого-то формального подхода, завышенных требований, которые не предполагают гибкости, не знают и не понимают реальности наших приходов. Был такой совет, что мы, пастыри, знаем ситуацию в своих приходах, а катехетическая комиссия – нет, и если нам понравится что-то, то мы из этого что-то возьмем. В августе были изданы программы катехизации для тех, кто готовится к крещению, кто готовится к принятию Таинств, и, может быть, недостаточно обратной связи, может быть, недостаточно какого-то разъяснения. Практически все высказались таким образом, что Катехизис сам по себе предполагает определенную структуру, систему передачи веры, и почему бы не придерживаться именно этой структуры, которая уже есть в Катехизисе. И еще несколько конкретных просьб к Школе катехизаторов. Хорошо, что сейчас есть дистанционное обучение, но не хватает конспектов. Потом важно, чтобы продолжались личные встречи, не только дистанционное обучение, и также не хватает обратной связи. То есть, преподаватели просят написать какую-то работу, студенты пишут работу, отправляют, и потом никакого ответа нет. Даже не знают, получили или не получили. Хотелось бы какого-то мнения, оценки. 

 

Служение милосердия. У нас была противоречивая дискуссия. Были те, кто высказался, что все ресурсы, которые у тебя есть, которые тебе Бог дает, надо использовать для людей вокруг, вкладываться. С другой стороны, было мнение, что 90-е годы показывают, что приходы, которые развивались за счет гуманитарной помощи, просто прекратили свое существование, когда тот, кто эту гуманитарную помощь передавал, уехал. В конце дискуссии у нас вышло такое красивое мнение – по крайней мере, я сам нашел для себя ответ на этот вопрос – заниматься ли именно внутри прихода каритативной деятельностью, служением милосердия или нет. Хорошо это или плохо? И вот несколько важных пунктов. Во-первых, очень важно, чтобы служением милосердия занимался не только священник, но вся община. Чтобы было очень хорошо заметно, что это делает община. Очень важно: община должна сначала научиться помогать людям в своей среде. Это воспитывает у людей умение видеть – видеть людей, которые нуждаются, воспитывает их в этом служении милосердия. И потом уже выходить за пределы прихода со своими делами милосердия. Тогда те люди, которые получат эту помощь от общины, придут уже не в ту общину, которая финансирует и раздает помощь, но в ту, которая учит любить и помогать. 

 

Пастырство семей. Во всех наших приходах, наверное, одни и те же проблемы – что слишком мало полных семей, что семьи смешанные, и часто супруг-некатолик не хочет иметь никаких отношений ни со священником, ни с Католической Церковью. Хотя мы и говорим, что хотим заниматься семьями, но в наших приходах нет ясно сформулированных предложений с нашей стороны. Как правило, висит объявление, что проводятся такие-то встречи с семьями. Хороший опыт – встреча для влюбленных, это не обязательно подготовка к венчанию, и чтобы позиционировалась как встреча не только для католиков. Тоже важно включать в пастырство семей самих супругов. Хорошо было бы готовить супружеские пары к пастырскому служению. Хороший опыт – это встречи для супругов, где их учат, как в семье проживать литургический год. Помнить о том, что молодежь очень открыта к теме любви и брака, и нам надо это использовать. В некоторых приходах появляется инициатива встреч для мужчин, тоже хорошая вещь. И помнить о том, что мы должны работать с теми, кто есть. Не выдумывать себе какие-то идеальные семьи, а идти к тем семьям, которые есть – венчанные или невенчанные, разведены или не разведены, думают о венчании или не думают. 

 

Что касается молодежи: помнить о том, что молодежь любит неформальное общение, поэтому нужно всегда быть расположенным к спонтанной встрече, ждать молодежь. Сексуальное воспитание – это то, чего не хватает нашей молодежи. Проблема в том, что половое созревание подростков приходится на катехизационный вакуум. Подготовка к Первому причастию прошла, а к миропомазанию еще не началась. Поэтому важно обратить внимание на подростков в этом возрасте, родителей тоже в этом плане наставлять, что они первые воспитатели в этом плане. Исповедь, конечно же, тоже важна в плане сексуального воспитания. Не бояться говорить об этих темах и не осуждать подростков, которым так трудно принять себя, говорить с ними прежде всего о любви Христа. Молодежь любит свободу, об этом тоже надо помнить. Они ценят нас за то, что мы не кормим их католичеством большой ложкой, а уважаем и принимаем их. Хороший опыт – встречи в духе общины Тезе. Хорошо бы и в нашем пространстве организовывать такие встречи, где молодежь могла бы побыть в тишине. Большая проблема в открытии призвания молодежи – это родители, потому что они для своих детей уже что-то запланировали, а ребенок часто один-единственный, они боятся его от себя оторвать. Мы молимся за то, чтобы молодежь открыла свое призвание, но думаю, что нужно еще больше молиться за родителей, чтобы они позволили детям раскрыть свое призвание.  

 

О культурном служении говорили очень мало, потому что и времени не хватило, и не до конца поняли соотнесение темы и вопросов. Народное благочестие – были только хорошие примеры. Считаем, что все хорошо и надо использовать разные практики для евангелизации. Например, приглашать к исповеди людей, которые приходят только для того освящать яйца. Спасибо. 

 

 

 

 

Литургический календарь

26 июня 2017г.

 

Быт 12, 1-9; Пс 33 (32), 12-13. 18-19. 20 и 22 (Пр.: ср. 12); Мф 7, 1-5

 

Свв. Иоанн и Павел Римские (+362)

Св. Давид Солунский (+527)

Св. Хосемария Эскрива (+1975)