логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2017 год > Священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России: интервью для "Сибирской католической газеты"

Священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России: интервью для "Сибирской католической газеты"

8 ноября 2017 г.


— Отец Игорь, Вы впервые даете интервью нашему изданию. Расскажите немного о своем служении Генерального секретаря Конференции епископов.

— Я достаточно долго, а именно 14 лет, нахожусь на этом посту. Среди Генеральных секретарей Епископских конференций Европы я – явный сторожил. Поэтому иногда появляются мысли: а не пора ли мне закончить эту миссию? Но, с другой стороны, за это время я многому научился, стал лучше чувствовать текущие нужды, заботы и проблемы нашей Поместной Церкви. Это служение немало помогает мне в духовной жизни, позволяет воочию увидеть Божие присутствие, присутствие Святого Духа в Церкви. О Католической Церкви в России довольно много говорят, причем порой доводится слышать очень разные, и даже прямо противоположные точки зрения. Факт тот, что наша Церковь небольшая и что она слабая. Но, читая Священное Писание, мы можем убедиться, что Бог, прежде всего, проявляет Себя в слабом и немощном, охотнее всего имеет дело именно с «малым стадом». Так и в древности Бог избрал Себе совсем небольшой народ, который, тем не менее, посрамил великие цивилизации.

 

Что же касается технической стороны моих обязанностей, то это – организационные вопросы. Я поддерживаю контакты с епископами, осуществляю координацию между ними, обсуждаю с ними повестку заседаний, распорядок дня… Специфика нашей Конференции заключается в том, что участников в ней немного, зато географические расстояния между ними велики. Прямые контакты между нами затруднены, поэтому для оперативного решения тех или иных вопросов приходится широко использовать современные средства телекоммуникации.

Также в круг моих обязанностей входит представлять Католическую Церковь в различных общественных и государственных структурах. Я – член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, а это – очень важная структура, через которую регулируется весь спектр государственно-церковных отношений. Участие Католической Церкви в работе этой структуры имеет неоценимую значимость.

— Как бы Вы оценили основные вызовы, стоящие перед Католической Церковью в России в настоящее время?


— В настоящее время для Католической Церкви в России наиболее актуальным является формирование собственной идентичности. А эту идентичность и эту традицию необходимо созидать на основе Евангелия и евангельских ценностей. Наша католическая община хотя и мала, но очень разнородна, она включает как россиян, так и иностранцев. Но во главе всего должны стоять евангельские ценности. Мне кажется, что нам в России очень не хватает Евангелия, не хватает евангельского духа. А дух Евангелия – это дух веры в Иисуса Христа и дух любви. Наша приоритетная задача – помогать всем христианам эти евангельские ценности проповедовать. По моему убеждению, главный смысл нашего присутствия в России – напоминать об этих ценностях, мотивировать другие христианские конфессии, которые гораздо крупнее, чем мы, и гораздо более активны, также возвещать эти ценности. В широком смысле это касается вообще всех людей доброй воли. Нашим скромным, но всё-таки реальным опытом в этом плане интересуются даже представители других религий, например, ислама. Наша миссия – показать, что евангельские ценности совпадают с общечеловеческими и тем самым способствовать духовному возрождению нашего общества.

— В этой связи интересен вопрос: каково Ваше отношение к понятию «русский католик»? Мы знаем, что до 1917 г. Католическая Церковь в Российской империи была представлена достаточно широко, но при этом была предназначена почти исключительно для нерусских подданных Российской короны. В советские годы Католическая Церковь в нашей стране не имела возможности развиваться. А какой она призвана быть теперь, в годы религиозной свободы? «Русской», «российской» или же по преимуществу Церковью национальных меньшинств, традиционных носителей католического благочестия?

— Большинство наших католиков – это граждане Российской Федерации. И независимо от своего этнического происхождения, от своих «корней», они – русские люди по духу, по культуре и по языку. В отличие от Украины и Белоруссии, католики в России в большинстве своем являются именно русскими по языку и культуре. И, тем не менее, понятие «русский католик» мне не нравится, как, впрочем, не нравятся и понятия «итальянский католик», «польский католик», «немецкий католик» и т.д. Само понятие «католик» содержит идею универсальности. Католическая Церковь – это Вселенская Церковь. Мы – прежде всего католики, вселенские христиане, и только во вторую очередь – русские, поляки, немцы, литовцы, итальянцы… Именно на этот момент нам следует делать акцент, осуществляя свое пастырское служение в России, утверждая единство в многообразии. А фактическая разнородность наших российских общин может этому только способствовать. Как пример, могу привести ситуацию в Москве. В столице – несколько католических приходов, и каждый из них имеет свою специфику, свою «изюминку» в том, что касается духовности, однако это не мешает им ощущать свое единство.

— Как обстоят дела с возвращением московскому католическому приходу Свв. Апостолов Петра и Павла, в котором Вы служите администратором, его недвижимого имущества? Ведь этот спор с московскими властями продолжается уже много лет…

— Истцом в соответствующем судебном процессе является не наш приход, а Архиепархия как централизованная религиозная организация, я же курирую его ход в качестве представителя Архиепархии. Ответчиком выступают Правительство Москвы и его Департамент имущества. Ответчик отозвал свою апелляционную жалобу, и положительное для нас судебное решение фактически уже вступило в законную силу. Однако остаются проблемы технического характера, связанные с передачей комплекса зданий и возможными компенсационными актами, которые теперь и являются предметом переговоров. Хочу еще раз подчеркнуть, что нашей целью никоим образом не является выселение всех организаций, в настоящее время работающих в упомянутом комплексе зданий, включая находящийся здесь же известный Пушкинский лицей. Мы готовы к конструктивному диалогу, к сотрудничеству и компромиссам, но на справедливой основе.



Источник: Сибирская католическая газета